Правила артикля в английском языке с примерами

Артикль – служебная часть речи, с помощью которой человек получает информацию о предмете. С употреблением артикля связаны определенные правил.

Артикли в английском языке

Стоит отметить, что артикли употребляются всегда с существительными, тем самым определяя их. Эта часть речи указывает на то, говорится ли о каком-то конкретном предмете или это общее название группы существительных.

Артикли довольно часто встречаются в английском языке, поэтому необходимо знать перечень правил их употребления.

Что представляют собой артикли?

Учитывая то, что артикли — это служебная (несамостоятельная) часть речи, собственного значения она не имеет, как и своего перевода.

Также артикли не встречаются в русском языке (соответственно, подобных правил тоже нет), что может объяснять ошибки в их употреблении среди русскоязычных людей, изучающих английский. Несмотря на это, использование артиклей согласно правилам обязательно, так как с помощью них можно понять, например, говорится ли о книгах в общем либо же о какой-то одной, конкретной книге.

Всего в английском языке есть три вида артиклей:

  1. Определенный (the).
  2. Неопределенный (a/an).
  3. Нулевой.

Однако, чаще всего при изучении правил рассматривают те, которые касаются употребления первых двух видов артиклей.

Определенные артикли в английском языке (The Definite Article)

Единственным определенным артиклем, который существует в английском языке, является артикль the. Происхождение от местоимения that – пер. «этот, эта, это, эти». Произношение зависит от того, какая буква в существительном стоит первая: гласная или согласная. В первом случае, произносить the следует по транскрипции [ðɪ], во втором — [ðǝ].

Согласно правилам, обычно определенный артикль ставится, если уже известна информация о предмете из ситуации, контекста, прошлого опыта и нужно конкретизировать этот предмет.

Есть маленькая хитрость, с помощью которой также можно понять какой артикль нужно использовать перед существительным: поставить слово that перед словом. В случае если значение предложения не изменилось, можно смело использовать определенный артикль, но если смысл изменился, употребляется неопределенный артикль a/an.

Итак, список правил употребления артикля the:

  • О предмете уже было упоминание в тексте:
    • This is a pen. The pen is blue. (Это – ручка. Эта ручка синяя). Из контекста понятно, что автор говорит вначале о ручке как о предмете в общем, но потом решает отметить, что именно эта ручка – синего цвета (чем определяет её).
    • He is a doctor. The doctor works at the City Hospital №1. (Он – доктор. (Этот) Доктор работает в городской больнице №1). Сказано, что человек работает доктором, в следующем предложении же конкретизируется, что именно этот доктор работает в городской больнице №1.
    • She has a dress. The dress is expensive. (У нее есть платье. Это платье дорогое). В первом предложении дается информация о том, что у девушки есть платье. Неизвестно какого оно цвета, кроя, длины и т.д. Позже уже говорится о том же платье, но уже с уточнением цены на него. Из ситуации очевидно о чем именно идет речь.
    • Open the door, please. (Откройте дверь, пожалуйста). Видно, что в предложении слово «дверь» используется впервые, но исходя из ситуации ясно, что уже известно какую именно дверь необходимо открыть.
    • Kate is in the gym. (Кейт в спортивном зале.). В данной ситуации понятно, что девушка находится в конкретной обстановке, то есть, в спортивном зале.
    • The principal is not at the school today. (Директор сегодня не в школе). В предложении используется два определенных артикля. Первый указывает на единственное, определенное лицо (директора), второй – на определенную обстановку (школу).
  • Речь идет об уникальном предмете:
    • The moon is hiding in her hair. (Луна прячется в ее волосах).
    • There are birds in the sky. (Там птицы в небесах).
    • The Milky Way is the Galaxy. (Млечный путь — это галактика).
  • Перед порядковым числительным, если оно стоит рядом с существительным:
    • It was the second trip to Memphis. (Это была вторая поездка в Мемфис).
    • The fifth floor was a little dirty. (Пятый этаж был немного грязным).
    • I think, the third question is stupid. (Я думаю, третий вопрос глупый).
  • Перед прилагательными в Superlative Form (превосходная степень), которое стоит рядом с существительным:
    • That oak is the highest tree here. (Этот дуб – самое высокое дерево здесь).
    • It is the funniest book I have ever read! (Это самая смешная книга из всех, которые я когда-либо читал!).
    • I bought you the best game ever. (Я купил тебе лучшую игру).
  • Говорится об определенном количестве вещества:
    • The bread is in the toaster. (Этот хлеб в тостере). Согласно правилу, принято считать, что хлеб – неисчисляемое существительное, но в данный момент мы называем конкретный хлеб, в конкретном его объеме и т.д.
    • The milk on the table is spoiled. (Это молоко на столе прокисло). То же, что и в первом примере: подразумевается молоко в каком-то объеме, определенной упаковке/коробке.
  • Перед существительным со значением целой группы предметов:
    • The snake is a reptile. (Змея – это рептилия). Здесь обобщается определенная группа животных (змеи), поэтому перед названием ее представителя в единственном числе ставится определенный артикль.
    • James told us that the typewriter is heavy anyway. (Мистер Джеймс сказал нам, что печатная машинка в любом случае тяжелая). В предложении не говорится о какой-то конкретной печатной машинке, но вся группа предметов обобщена представителем в единственном числе (печатная машинка в единственном числе), по причине этого по правилу необходимо употребление определенного артикля the. В данном случае предложения «The typewriter is heavy» и «Typewriters are heavy» обладают одинаковым значением.
  • Выражения, таких как: one of (один из), some of (некоторые из), many of (многие из), each of (каждый из), most of (большинство из) ставится определенный артикль:
    • Most of the students like studying in college. (Большинству из студентов нравится учиться в колледже). В данном случае говорится о мнении какой-то определенной группы студентов при использовании выражения most of.
    • Each of the books were interesting. (Каждая из этих книг была интересной).
  • Случаи использования правил постановки артикля: с существительным стоит определение, которое выделяет его: next (следующий), only (единственный), previous (предыдущий), right (правильный, правый), same (тот же, одинаковый), upper (верхний), very (очень), wrong (неправильный), central (центральный) и др.:
    • He told us the same story. (Он рассказал нам ту же историю).
    • She chose the wrong answer on her Algebra test. (Она выбрала неверный ответ на ее тесте по алгебре).
  • Прилагательные и причастия, которые по значению перешли в существительные и сохраняют множественное число:
    • The young are responsible for their future. (Молодежь ответственна за свое будущее).
    • The strong have more chances to survive. (У сильных больше шансов выжить).
  • Случаи использования правил постановки артикля в устойчивых выражениях, например: to be on the safe side (пер. для безопасности), to play the piano (guitar, etc) (пер. играть на пианино, гитаре и т. д.), by the way (пер. между прочим) и др.:
    • We were happy together the other day. (Недавно мы были счастливы вместе).
    • She woke me up in the morning and told me that it is going to be a great day. (Она разбудила меня утром и сказала, что сегодня будет прекрасный день).
  • ЛунаАстрономические названия:
    • The North Star is the brightest. (Полярная Звезда самая яркая).
    • The Moon is the Earth’s natural satellite. (Луна – естественный спутник Земли).
  • Национальности:
    • New social researches shocked the Americans. (Новые социологические исследования шокировали американцев).
    • The Russians are coming! (Русские идут!).
  • Название учреждений, уникальных строений:
    • The Capitol is right in front of us. (Капитолий прямо напротив нас).
    • This is a unique building — The Colosseum. (Это уникальное строение – Колизей).
  • Организации:
    • Activity of the Red Cross is really important. (Деятельность Красного Креста очень важна).
    • The Republicans and the Democrats are still in the struggle for the leadership. (Партия республиканцев и партия демократов все еще борются за лидерство).
  • Перед фамилиями семьи:
    • We were invited by the Roppers. (Мы были приглашены семьей Ропер).
    • The Petrovs are great people. (Семья Петровых – прекрасные люди).

Определенный артикль с географическими названиями

Отдельное внимание стоит уделить правилам, которые касаются употребления артикля the с географическими названиями. Их можно было бы объединить в одну группу с именами собственными (в случаях названия стран, морей и т.д.), но эта тема довольно обширна и обладает большим количеством исключений из правил.

Обозначение сторон света: The North (пер. Север), the South (пер. Юг), the East (пер. Восток), the West (пер. Запад):

  1. The South of the USA includes eleven states. (Юг США включает в себя одиннадцать штатов).
  2. I think the North is very cold. (Я думаю, на Севере очень холодно).
Важно! Дополнение к правилу: при использовании в речи обозначений сторон света как направлений можно использовать the и zero article.

Полюса, полушария: the North Pole («Северный Полюс»), the South Pole («Южный Полюс»), the Western (Eastern, etc.) hemisphere (Западное (Восточное и т.д.) полушарие»):

  1. The South Pole was discovered in XIX century. (Южный Полюс был открыт в 20-ом веке).
  2. The Western hemisphere consists the eastern part of Siberia. (В Западном полушарии находится восточная часть Сибири).
Важно! Дополнение к правилу: при использовании в речи названий полушарий как направлений можно использовать и определенный артикль, и нулевой.

Названия регионов:

  1. The Caucasus famous for its holiday centres. (Кавказ известен своими центрами отдыха.)
  2. I had a flight to the Far East. (У меня был перелет на Дальний Восток.)

Названия стран, в которых сохраняется множественное число:

  1. My favorite country is the Netherlands. (Моя любимая страна – Нидерланды).
  2. They moved to the United States of America. (Они переехали в Соединенные Штаты Америки).

Названия стран + “republic” (республика), “kingdom” (королевство), “federation” (федерация):

  1. The Russian Federation is the biggest country in the world. (Российская Федерация – самая большая страна в мире).
  2. The happiest people live in the Kingdom of Denmark. (Самые счастливые люди живут в Дании).
Важно! Исключение из правил: если при названии страны опускается слова «республика», «королевство» или «федерация» — артикль не ставится.

Перед названиями водных объектов (океанов, морей, рек, проливов, каналов, течений):

  1. I dreamt that I was swimming in the Pacific Ocean. (Мне снилось, что я плавал в Тихом океане).
  2. I heard a lot about the Bosphorus. (Я многое слышал о проливе Босфор).

Перед названиями полуостровов и мысов:

  1. Lake Skadar is located in the Balkan peninsula. (Скадарское озера находится на территории Балканского полуострова).
  2. Today our geography teacher told us about the Cape of Good Hope. (Сегодня наш учитель географии рассказал нам о мысе Доброй Надежды).
Важно! Исключения из правил: Cape Horn (пер. мыс Горн), Cape Chelyuskin (пер. мыс Челюскин).

Названия групп островов:

  1. I have never been in the Comoro Islands. (Я никогда не был на Коморских островах).
  2. Beaches in the Ionian Islands are amazing! (Пляжи на Ионических островах великолепны!).

Названия горных массивов и холмов:

  1. АльпыThe Alps are the highest mountain range in Europe. (Альпы – самый высокий горный хребет в Европе).
  2. I live too far away from the Ural Mountain. (Я живу слишком далеко от Уральских гор).

Случай употребления правил названия равнин и пустынь, а также перед названиями некоторых долин, например: the Willamette Valley(пер. долина Уилламетт), the Jezreel Valley – (пер. Изреельская долина), the Mississippi Valley (пер. долина Миссисипи):

  1. The Sahara Desert is very hot. (Пустыня Сахара очень жаркая).
  2. There are more than 1,000 museumsin the Great Plains (На территории Великих Равнин находится более 1000 музеев).

Названия заливов, в которых стоит предлог of:

  1. There is a new tsunami risk for the Bay of Bengal. (В Бенгальском заливе новая угроза цунами).
  2. The Gulf of Mexico is a marginal sea. (Мексиканский залив — это внутренне море).

Неопределенный артикль (The Indefinite Article)

Второй вид артикля – неопределенный артикль. Именно он отвечает за название существительного в общем, как представителя группы, не указывая на конкретный предмет.

Cуществуют две формы неопределенного артикля:

  • a – ставится, если следующее после артикля слово начинается с согласной буквы;
  • an – ставится, если следующее слово начинается с гласной.

Из данных правил исключений нет. Происходит название данного артикля от слова one – один, поэтому его значение в русском языке также можно выразить этим словом, а также некоторыми другими: какой-то, любой.

Важно! Стоит запомнить дополнение к правилу о том, что a/an ставится только перед исчисляемыми существительными единственного числа. Маленькая подсказка: чтобы случайно не употребить a/an перед существительным во множественном числе, стоит вспомнить значение артикля в русском языке – «один» (что и предполагает употребление неопределенного артикля лишь в единственном числе – исключений нет).

Список правил употребления неопределенного артикля a/an:

  • Предмет упоминается впервые:
    • I see a book. (Я вижу книгу).
    • That’s a great doctor. (Это прекрасный врач).
  • Обобщение предмета в предложении:
    • A giraffe is the tallest animal. (Жираф – самое высокое животное). Из предложения понятно, что речь идет о жирафах в общем, а не о каком-то отдельном животном.
    • She’d like to buy a toy for her daughter. (Она хотела бы купить игрушку для своей дочери).
  • ИнженерНазвания профессии, должности:
    • He is an engineer. (Он – инженер).
    • Her niece is a teacher (Ее племянница – учитель).
  • Обозначение неточного количества чего-либо:
    • A few days ago he bought a new car. (Несколько дней назад он купил новую машину).
    • Can you give me a piece of bread, please? (Можете передать мне немного хлеба, пожалуйста?).
  • Перед существительными, которые обозначают время (в значении «один»): an hour (один час), once a week/month/year, etc. (один раз в неделю/месяц/год и т.д.):
    • We go to the gym once a week. (Мы ходим в спортивный зал раз в неделю).
    • An hour ago she was cleaning her room. (Час назад она убирала свою комнату).
  • Следование правилу, при котором при словах such, quite, rather, most – “очень”, которые стоят перед существительными в единственном числе:
    • It was quite a boring movie. (Это был совсем скучный фильм).
    • He is a most interesting person. (Он очень интересная личность).
  • Восклицательные предложения с начальным словом what – «какой»:
    • What a great opportunity! (Какая прекрасная возможность!)
    • What a shame! (Какой стыд!)
  • Случаи использования правил постановки артикля в устойчивых выражениях, например: as a rule (как правило), for a short time (ненадолго), to have a look (посмотреть), in a hurry (в спешке) и т.д.:
    • Sorry, I can’t go with you to the restaurant – I have a cold. (Извини, я не могу пойти с тобой в ресторан – я простудился.).
    • It is a pleasure to speak with him. (Разговаривать с ним – одно удовольствие.).

Нулевой артикль или отсутствие артикля (Zero Article)

Изучение правил, когда артикль не ставится перед существительным также является важным моментом в построении предложения. Некоторые источники отмечают это явление как отсутствие артикля, в то время как другие говорят о «нулевом артикле».

Чаще всего его можно встретить перед неисчисляемыми существительными, существительными во множественном числе – согласно правилам британского английского.

Стоит отметить, что современный английский язык видоизменяется, вследствие чего можно наблюдать увеличение случаев опущение артикля, если при этом не меняется смысл предложения.

Чаще можно заметить отсутствие артикля в письменной речи, однако это не всегда подкреплено правилами, поэтому при изучении английского языка, рекомендуется изучать его именно по грамматическим справочникам с классическими правилами употребления артиклей.

Согласно правилам, артикль не ставится в таких случаях:

  • Белый человечекПеред существительными во множественном числе:
    • She likes fruit a lot. (Она очень любит фрукты).
    • They are dentists. (Они стоматологи).
  • Обобщение существительного во множественном числе или неисчисляемого:
    • Stars are beautiful. (Звезды красивые).
    • She doesn’t like milk. (Она не любит молоко).
  • В предложениях с собственными существительными:
    • She was amazed by her artwork. (Она была впечатлена ее художественной работой).
    • James’ car is green. (Машина Джеймса зеленая).
  • Перед именами и фамилиями:
    • I saw Mary yesterday in Walmart. (Я видел Мери вчера в Волмарте).
    • Ivanov is a teacher in our school. (Иванов – учитель в нашей школе).
  • Перед абстрактным существительным:
    • She needed my advice. (Ей нужен был мой совет).
    • This information is important for our business. (Эта информация важна для нашего бизнеса).
  • Географические названия (страны, штаты, города, улицы, отдельные острова, горы, вулканы):
    • I literally fell in love with Saint Petersburg. (Я буквально влюбилась в Санкт-Петербург).
    • I’ve never been in Germany. (Я никогда не был в Германии).
  • Следование правилу при названии времен года, месяцев, дней недели:
    • I have a birthday in Summer. (Мой день рождения летом).
    • She has a meeting on Tuesday. (Во вторник у нее встреча).
  • Говорится о местах, способах передвижения, приемах пищи:
    • Our family goes to church every Sunday. (Наша семья ходит в церковь каждое воскресенье). Однако, в данном случае артикль опускается из-за того, что выполняется цель данного здания, т.е. церкви. В ином случае, возможно использование артикля the.
    • We were travelling by car. (Мы путешествовали на машине).
  • Перед названиями игр:
    • I’d like to play football with you. (Я хотел бы поиграть в футбол с тобой).
    • Do you want to play chess? (Хочешь поиграть в шахматы?).
  • Случаи использования правил постановки артикля в устойчивых выражениях, например, таких как: to leave town – покидать город, to be on holiday – быть в городе, to keep house – вести домашнее хозяйство и т.д.:
    • You need to ask permission before going somewhere. (Тебе нужно спрашивать разрешения перед тем, как уйти куда-то).
    • I want to leave town as soon as possible. (Я хочу покинуть город как можно скорее).

Сводная таблица правил использования артиклей

Достаточно удобным способом запоминания информации является обобщение изучение информации в обобщенной таблице. В ней представлены весь перечень правил употребления каждого из артиклей + 1 пример к указанному случаю.

A/an The Zero Article
Предмет упоминается впервые:

I want a drink.

(Я хочу напиток).

О предмете уже было упоминание в тексте:

This is a tree. The tree is huge!

(Это – дерево. Это дерево огромное!)

Существительное во мн. ч.:

He doesn’t like juices.

(Он не любит соки).

Обобщение предмета в предложении:

A goat is a herbivore.

(Коза – травоядное животное).

Из ситуации очевидно о каком предмете идет речь:

Answer the question, please.

(Ответьте на вопрос, пожалуйста).

Обобщение при использовании существительного во множественном числе или неисчисляемого существительного:

Seas are deep.

(Моря глубокие).

Название профессии, должности:

His son is a lawyer.

(Его сын — адвокат).

Речь идет об уникальном предмете:

She asked me to look in the sky. (Она попросила меня посмотреть на небо).

В предложениях с собственными существительными:

His poem is fantastic.

(Его стих – фантастический).

Обозначение неточного количества чего-либо:

He left the house a few minutes ago.

(Он покинул дом несколько минут назад).

Порядковое числительное, которое стоит перед существительным:

She took the fourth cat to her apartment.

(Она взяла четвертого кота к себе в квартиру).

Перед именами и фамилиями:

He likes Kate, did you know that?

(Ему нравится Кейт, ты знал об этом?)

Существительными, обозначающие время (в значении «один»):

They travel to another country once a year.

(Они путешествуют в другую страну раз в год).

Перед прилагательными в превосходной степени, которое стоит перед существительным:

It is the weirdest thing I’ve ever seen.

(Это самая странная вещь из всех, что я когда-либо видел).

Перед абстрактным существительным:

To solve the problem, use your imagination.

(Чтобы решить задачу, используй свое воображение).

При словах such, quite, rather, most – “очень”, которые стоят перед существительными в ед. ч.:

She is such a good actress.

(Она очень хорошая актриса).

Определенное количество вещества неисчисляемых существительных:

The milk is in the fridge.

(Это молоко в холодильнике).

Некоторые географические названия:

I was born in Paris.

(Я родилась в Париже).

Восклицательные предложения, в начале которых стоит слово what – «какой»:

What a beautiful dress!

(Какое красивое платье!)

После выражений: one of (один из), some of (некоторые из), many of (многие из), др.:

One of the visitors was drunk.

(Один из посетителей был пьян).

Названия времен года, месяцев, дней недели:

James took the promotion in February.

(Джеймс принял повышение в феврале).

В устойчивых выражениях, например:

I was in a hurry, so I left my lunch at home.

(Я спешил, поэтому оставил свой обед дома).

Определение, которое выделяет предмет с помощью слов: upper (верхний), very (очень), wrong (неправильный), last (прошлый, последний), др.:

She was disappointed the last time.

(Она была разочарована в прошлый раз).

Когда речь идет о местах, способах передвижения, приемах пищи:

I’m coming back to home by bus today.

(Я возвращаюсь домой на автобусе сегодня).

Перед прилагательными и причастиями, которые по значение перешли в существительные и сохраняют множественное число:

The sick need their medicine.

(Больным нужно их лекарство).

Перед названиями игр:

Her grandma’s favorite game is chess.

(Любимая игра ее бабушки – шахматы).

Имена собственные:

I want to go to France and see the Eiffel Tower.

(Я хочу поехать во Франию и увидеть Эйфелеву башню).

В устойчивых выражениях:

You’re going to bed early, are you okay?

(Ты рано идешь в постель, ты в порядке?)

С географическими названиями:

She lives in the United Kingdom.

(Она живет в Великобритании).

Упражнения

Упражнения можно скачать тут.

Заключение

Большинство из правил употребления артиклей любого вида связаны между собой. Главное в их изучении – регулярность и практика, а ошибки – естественны, так как не чужды даже носителям языка.

Однако, не стоит забывать об обязательном употреблении артиклей в тексте, так как именно они обеспечивают его понимание другими людьми. Также было бы полезно интересоваться новыми правилами грамматики английского языка, чтобы быть в курсе изменений, которые с ним происходят, а также выполнять упражнения.

Запишитесь на бесплатное вводное занятие английского по Скайпу



Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности