Как составлять вопросы на английском языке: правила и примеры
Уметь составлять вопросы на английском – важный аспект в изучении языка. Это тема кажется простой и лёгкой, но выделяются некоторые нюансы. Как справиться с ними и научиться правильно составлять вопросы на английском, узнаете в этой статье.
Этапы составления вопросов на английском языке
Для грамматически правильного составления вопросов на этом иностранном языке создали чёткую, а главное простую схему:
- Найти глагол в предложение и понять, какой он (основной, модальный или to be).
- Правильно определить время этого глагола (требуется знание времён).
- Применяем правило составления вопросов (едино почти для всех видов) – либо перестановка глагола на первое место, либо использование вспомогательного глагола.
Пример:
- A cat likes milk. – Кот любит молоко. (утвердительное предложение).
- Does a cat like milk? – Кот любит молоко? (вопросительное предложение).
Чтобы составлять вопросы, требуется знание времён глаголов, модальных глаголов и эквивалентов.
5 типов вопросов в английском языке
В английском языке выделяют пять типов вопросов:
- Общие;
- Альтернативные;
- Разделительный;
- Специальные;
- Вопрос к подлежащему.
Общие вопросы
Это легкий вид вопросов, который подразумевает только ответ «да» или «нет» (развёрнуто можно не отвечать).
Формула:
Вспомогательный глагол/модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение (другие члены предложения) |
Does | a cat | like | мilk? |
Can | Ann | play | volleyball? |
Как видно, на эти вопросы требуется только ответ «да» или «нет».
Прошедшее время
Общие вопросы прошедшего времени составляют по стандартной формуле, но с некоторыми изменениями.
Чтобы составлять вопросы в обычном Past Simple требуется использование вспомогательного глагола did.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол (сказуемое) | Дополнение |
Did | you | know | them? |
Did | he | like | oranges? |
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
Tom finally arrived at the party. | Did Tom finally arrive at the party? | Том наконец пришёл на вечеринку? |
I was a pupil. | Was I a pupil? | Я был учеником? |
Примеры:
- Did you play chess a day ago? – Ты играл в шахматы день назад?
- Did Mary go to school last week? – Мэри пошла в школу на прошлой неделе?
- Did Nick and Jim go to the same gym? – Ник и Джим ходили в один и тот же спортзал?
- Did you like her? – Ты любил её?
- Did your teacher give you a nice gift? – Твой учитель дал тебе милый подарок?
Ответ на такой вопрос:
- Положительный – Yes, I did.
- Отрицательный – No, I did not (didn`t).
Чтобы построить вопрос в других более сложных прошедших временах следует использовать так называемый обратный порядок (перестановка слов).
Формула:
Вспомогательное слово | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Was | Ann | doing | homework? |
Had | you | heard | about this situation? |
Утвердительное предложение (обычный порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
He had spent all his money. | Where had he spent all his money? | Куда он потратил все свои деньги? |
It was snowing a lot last year. | Was it snowing a lot last year? | В прошлом году было много снега? |
Примеры:
- Was she fixing breakfast at five o`clock? – Она готовила завтрак в пять часов?
- Had you done your homework before your mother came? – Ты сделала свою домашнюю работу до того, как твоя мама пришла?
- Had John been reading a big book before his friends came? – Джон читал большую книгу до того, как его друзья пришли?
- Were they drawing yesterday? – Они рисовали вчера?
- Had Mrs. Rose written a book before she met her husband? – Миссис Роуз написала книгу до того, как встретила своего мужа?
Краткие ответы на подобные вопросы правильно составлять так:
- Положительный – Yes, I was/ they were, отрицательный – No, I was not (wasn`t)/ they were not (weren`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
- Положительный – Yes, I had, отрицательный – No, I had not (hadn`t).
ARVE Error: src mismatch
provider: youtube
url: https://www.youtube.com/watch?v=58lJjmPsIIY
src in org: https://www.youtube-nocookie.com/embed/58lJjmPsIIY?wmode=transparent&rel=0&feature=oembed
src in mod: https://www.youtube-nocookie.com/embed/58lJjmPsIIY?wmode=transparent&rel=0
src gen org: https://www.youtube-nocookie.com/embed/58lJjmPsIIY
Настоящее время
Общие вопросы в настоящем времени формируют по общей формуле, но с некоторыми исключениями.
Чтобы составить вопрос следует использовать вспомогательный глагол настоящего Do/ Does.
Формула:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение (другие члены предложения) |
Do | you | prefer | coffee? |
Does | she | go | to the gym once a week? |
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
He works in a bank. | Does he work in a bank? | Он работает в банке? |
They are good and kind people. | Are they good and kind people? | Они хорошие и добрые люди? |
Примеры:
- Does my mother teach children? – Моя мама учит детей?
- Do we play tennis every week? – Мы играем в теннис каждую неделю?
- Does he speak English very well? – Он хорошо говорил по-английски?
- Do we start to work at 9? – Мы начинаем в 9?
- Does he hate cooking? – Он ненавидит готовить?
Краткий ответ на такой вопрос формируют таким образом:
- Положительный – Yes, I do/ she does.
- Отрицательный – No, I do not (don`t)/ she does not (doesn`t).
Чтобы составлять вопросы с другими более сложными настоящими временами, используют так называемую перестановку слов.
Формула для Present Continuous Tense:
Вспомогательный глагол | Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
Is | Mary | watching | TV? |
Are | they | writing | compositions right now? |
Утвердительное предложение (прямой порядок слов) | Вопросительное предложение (обратный порядок слов) | Перевод |
She has gone to France. | Has she gone to France? | Она уехала во Францию? |
Somebody has broken this window | Has anybody broken this window? | Кто-то сломал это окно? |
Примеры:
Am I playing good? – Я хорошо играю?
- Are they cooking breakfast now? – Они готовят завтрак сейчас?
- Have you heard from Jack recently? – Ты слышала что-нибудь от Джека недавно?
- Have you been doing your homework all day? – Ты делаешь домашнюю свою работу весь день?
- Is she listening the music now? – Она сейчас слушает музыку?
Краткие ответы на такие вопросы дают таким образом:
- Положительный – Yes, I am/ he is/ they are, отрицательный – No, I am not/ he is not (isn`t)/ they are not (aren`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
- Положительный – Yes, she has/ they have, отрицательный – No, she has not (hasn`t)/ they have not (haven`t).
Вопросы с модальными глаголами
Чтобы составлять вопросы с модальными глаголами, запомните все перечисленные сверху правила, потому что здесь работает такая же схема с обратным порядком слов.
Формула:
Модальный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение (другие члены предложения) |
Can | I | use | your pencil? |
Примеры:
- May I come in the room? – Могу ли я войти в комнату?
- Can I borrow your blue pen? – Могу я позаимствовать твою голубую ручку?
- Do you have to wear a uniform? – Ты вынужден носить униформу?
- Can I go out tomorrow? – Могу я завтра пойти на улицу?
- Should Mary do this right? – Мэри следует сделать это правильно?
Краткие ответы на подобные вопросы составляют следующим образом:
- Положительный – Yes, I can.
- Отрицательный – No, I cannot (can`t).
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы используют с той целью, чтобы отвечающий выбрал одно из двух. Для этого используется союз or (или).
Пример:
- Do you like books or comics? – Тебе нравятся книги или комиксы?
Ответ на альтернативный вопрос нужно составлять только развёрнутым.
Пример:
- Did you buy a new blouse or a new shirt? – I bought a new blouse. (Ты купила новую блузку или рубашку? – Я купила новую блузку).
Для того чтобы составлять такой вид вопросов используют общую формулу.
Утвердительное предложение | Вопросительное предложение | Перевод |
I like volleyball. | Do you like basketball or volleyball? | Тебе нравится баскетбол или волейбол? |
Примечание! Иногда вместо второй альтернативы можно использовать частицу not: Do they drive me mad or not? – Они сводят меня с ума или нет?
Альтернативные вопросы бывают разных видов, которые направлены на разные части предложения.
Вопрос к подлежащему
Вопрос к подлежащему употребляется, если мы хотим узнать кто или что совершает какое-либо действие.
Примеры:
- Does your sister or brother prefer coffee? – Твоя сестра или твой брат предпочитают кофе?
- Did you or Frank go to the shop? – Ты или Фрэнк сходил в магазин?
- Was a car or a bike bought last week? – Машина или велосипед был куплен на прошлой неделе?
- Does your parents or grandparents have this old car? – Твои родители или бабушка с дедушкой владеют этой старой машиной?
- Do you or they like this kind of sweet? – Тебе или им нравится этот сорт конфет?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к сказуемому
Мы задаём альтернативный вопрос к сказуемому, когда хотим узнать, что именно сделал кто-то или что-то.
Примеры:
- Did you hear this or see this? – Ты услышала это или увидела?
- Do you hate or love her? – Ты любишь или ненавидишь её?
- Did she buy this coat or steal it? – Она купила это пальто или украла?
- Did our teacher say this or write this? – Наш учитель сказал это или написал?
- Did you kiss or hit your boyfriend last week? – Ты поцеловала или ударила своего парня на прошлой неделе?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к дополнению
Мы задаём альтернативный вопрос к дополнению, когда хотим узнать о дополнительный информации.
Примеры:
- Do you prefer driving a car or a bike? – Ты предпочитаешь водить машину или велосипед?
- Did you choose Alice or Mary? – Ты выбрал Элис или Мэри?
- Have your ever heard about me or my best friends? – Ты когда-либо слышал обо мне или моих друзьях?
- Do you like math or biology? – Тебе нравится математика или биология?
- Has she written these books or those poems? – Она написала эти книги или те стихи?
На такие вопросы следует составлять только подробные ответы.
ARVE Error: Mode: lazyload not available (ARVE Pro not active?), switching to normal modeВопрос к определению
Мы задаём альтернативные вопросы к определению, когда хотим узнать о качестве того или иного предмета или существа.
Примеры:
- Is this car blue or orange? – Это машина голубая или оранжевая?
- Do you prefer colorful books or black-and-white? – Ты предпочитаешь цветные книги или чёрно-белые?
- Is a cat brown or black? – Этот кот коричневый или чёрный?
- Were her hair blonde or red? – Её волосы были светлыми или красными?
- Are they look kind or angry? – Они выглядят добрыми или злыми?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству места
Мы задаём альтернативный вопрос к обстоятельству места, чтобы узнать месторасположение.
Примеры:
- Are they in the shop or at home? – Они в магазине или дома?
- Did you swim in the river or in the lake? – Ты плавал в реке или в озере?
- Have you ever been to London or Paris? – Ты когда-нибудь был в Лондоне или Париже?
- Did you kiss for the first time in the park or at school party? – Ты впервые поцеловался в парке или на школьной дискотеке?
- Will you meet me at the bus stop or near the market? – Ты встретишь меня на автобусной остановке или около рынка?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Вопрос к обстоятельству времени
Мы используется альтернативные вопросы к обстоятельству времени, когда хотим узнать в какой промежуток времени что-либо происходит.
Примеры:
- Does she always cook breakfast at 8 o`clock or 9 o`clock? – Она всегда готовит завтра в восемь часов или в девять?
- Do you play games in the morning or in the evening? – Ты играешь в игры утром или вечером?
- Does he like training in the ending of week or in the beginning? – Он любит тренироваться в конце недели или в начале?
- Have you been learning Korean all your life or all your school days? – Ты изучаешь корейский всю свою жизнь или в течение школьных дней?
Ответ на такой вопрос нужно составлять развёрнутым.
Специальные вопросы
Специальные вопросы используются с целью узнать о конкретной детали более подробно. Исходя из этого они задаются не ко всему предложению, как общие, а к отдельной его части.
Формула:
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение |
When | did | you | break | the chair? |
Where | does | she | go | every evening? |
Чтобы составлять вопросы данного типа следует использовать специальные слова:
What – что/какой;
- Which – какой, который;
- Which of – кто из/какой из;
- Whose – чей;
- Where – где/ куда;
- When – когда;
- Why – почему;
- How – как;
- How many – как много (с исчисляемыми существительными);
- How much – как много (с неисчисляемыми существительными);
- How old – сколько лет;
- Who – кто;
- Whom – кого.
Примеры:
- What do like to do in the evening? – Что ты любишь делать по вечерам?
- What color is your hat? – Какого цвета твоя шляпа?
- Which suit will you take, black or brown? – Какого костюм ты возьмёшь, чёрный или коричневый?
- Which of these compositions does she need? – Какое из этих сочинений ей нужно?
Whose bag is it? – Чья эта сумка?
- Where is my pencil case? – Где мой пенал?
- Where did you go yesterday evening? – Куда ты ходил вчера вечером?
- When will you come back to me? – Когда ты вернёшься ко мне?
- Why did you do such bad things? – Почему ты делал такие плохие вещи?
- How did you do your homework? – Как ты делаешь свою домашнюю работу?
- How many pupils are there in your group? – Как много учеников в группе?
- How much ice cream did you eat yesterday? – Как много мороженого ты съел вчера?
- How old is this shelter? – Сколько лет этому приюту?
- Whom did you meet there? – Кого ты встретил здесь?
Ответы на данные вопросы нужно составлять в развёрнутом виде:
- What have you found in our garden? – I have found a beautiful bird. (Что ты нашёл в нашем саду? – Я нашёл красивую птицу).
Вопрос к подлежащему и его определению
Мы задаём альтернативные вопросы к подлежащему, чтобы узнать кто или что в предложении является подлежащим. Для этой цели используются только два слова who и what.
Формула:
Who/ what (подлежащее) | Смысловой глагол | Дополнение |
Who | came | with Molly yesterday? |
What | happened | with all my friends? |
Примеры:
- Who has written this book in 1855? – Кто написал эту книгу в 1855?
- Who is swimming in the river at that moment? – Кто плавает в реке в данный момент?
- Who has any pets at home? – У кого дома есть домашние питомцы?
- Who will get a nice present for birthday? – Кто получит замечательный подарок на день рождения?
- What happened last night when you came home? – Что случилось прошлой ночью, когда ты пришёл домой?
- Who wants to get higher education? — Кто хочет получить высшее образование?
Иногда такие вопросы можно задавать определению, которое привязано к подлежащему. Для этого используются такие слова, как what (в значении какой), whose, how many (much) и другие.
Примеры:
- Whose dog is sleeping near my armchair? – Чья собака спит около моего кресла?
- What weather will be tomorrow evening? – Какая погода будет завтрашним вечером?
- How many books and dictionaries were read by this little boy? – Как много книг и словарей было прочитало этим маленьким мальчиком?
- Whose newspapers and notebooks are laying on the desk? – Чьи газеты и тетради лежат на столе?
- How much cream was eaten by our mates? – Как много крема было съедено нашими товарищами?
Ответ на такой вопрос следует составлять развёрнутым.
Разделительные вопросы
Формула в таблице:
Подлежащее | Смысловой глагол | Дополнение | «Хвостик» |
Ann | cooks | very well | does not (doesn`t) she? |
Molly | does not (doesn`t) know | this subject very well | does she? |
Примечание:
- «Хвостик» всегда противоположен по значению основному предложению. То есть если главная часть положительная, то «конец» отрицательный.
- Строится хвост при помощи вспомогательного/ модального глагола и местоимения, которое будет заменять подлежащее.
Примеры:
There is a round table and five chairs in the middle of the classroom, isn’t there? – В середине класса круглый стол и пять стульев, не так ли?
- Alice has been to Australia for five times, has not (hasn`t) she? – Элис была в Австралии пять раз, не так ли?
- You have been learning Spanish all your life, have not (haven`t) you? – Ты изучаешь испанский всю свою жизнь, не так ли?
- We have to bring our own paper, do not (don`t) we? – Мы вынуждены принести нашу собственную бумагу, не так ли?
- Alice can draw and read, cannot (can`t) she? – Элис может рисовать и писать, не так ли?
Подойдет краткий ответ на вопрос, например:
- We go home at 9 o’clock, don’t we? — Yes, we do. — Мы идем домой в 9, да? — Да, идем.
Упражнения
Задание по теме разделительных вопросов скачивайте тут.
Упражнения на общие и альтернативные вопросы скачивайте здесь.
Упражнения на специальные вопросы находятся тут.
Заключение
Уметь правильно и грамотно задать вопросы на английском – важно для владения этим языком. Эта тема кажется лёгкой, поэтому изучающие не уделяют построению вопросов достаточного количество внимания, что и является ошибкой. Ведь чтобы научиться правильно составлять вопросы, нужно знать правила грамматики (времена глаголов, вопросительные местоимения и слова, модальные глаголы) и интонацию.
Чтобы быстро усвоить данную тему и развить употребление вопросов в речи, нужно как можно больше практиковаться (например, делать упражнения онлайн) и не сдаваться на полпути. Только это поможет одолеть этот сложный раздел грамматики.
Удачи в изучении английского языка!